День первый
Как и было запланировано, 1 мая в 6:50 наша электричка повезла нас в сторону Егорьевска к месту старта. Долгая езда в электричках доставляет мало удовольствия, но позволяет избавиться от необходимости прокладывать маршрут по сильно загруженным дорогам ближнего Подмосковья, так что пришлось потерпеть почти 3 часа, пока наконец не выгрузились на станции Егорьевск. То, что мы только вдвоем решились выйти на такой маршрут, нас не расстраивало.
Довольно быстро удалось миновать городскую черту и мы выехали на шоссе, где можно было спокойно катить и наслаждаться неплохим асфальтом, скоростью и открывающимися видами вокруг. Проезжая около 12 часов дня через Середниково, вспомнили, что наши коллеги, ехавшие грунтом из Кривандино, предлагали нам отобедать в местной таверне часа в 3-4. Увы, позволить себе принять такое предложение не могли из-за отсутствия такого резерва по времени… Да и, как потом выяснилось, коллегам тоже не пришлось вкусить местные блюда, т.к. таверна была занята проведением свадьбы и все что было съестного, уже было съедено…
По пути было приятно вспомнить один из первых выездов по маршруту Кривандино-Коломна, так как часть маршрута проходила по той же трассе, но в обратном направлении. Маршрут в значительной части проходил через леса и ветер, постоянно менявший направление от попутного до встречного не сильно раздражал и мешал движению.
Первый небольшой привал мы сделали примерно на 68 километре, после поселка Фрол. Немного перекусив и отдохнув минут пятнадцать, посмотрев на карте где мы находимся, мы продолжили движение.
Но меньше чем через час красивый вид с моста через реку Пра заставил нас снова остановиться на несколько минут.
Дальше дорога через лес незаметно вынесла нас к Спас-Клепикам и мы, обнаружив, что вода и еда заканчиваются, решили заехать туда и поискать магазин. Пополнив запасы мы вернулись на трассу и покатили дальше.
Примерно на сто десятом километре, в 15:30, не доезжая Тумы, мы сделали еще небольшой привал в сосновом лесу.
Незаметно прошло время и вот он, наш первый пункт назначения, Гусь Железный и знаменитый монументальный Троицкий собор, построенный в необычном стиле неоготики.
Впереди у нас на сегодня еще один пункт, город Касимов. Время уже близится к вечеру и нам приходится немного напрячься, чтобы успеть туда засветло. И вот уже круг перед въездом в Касимов, едем по указателю, крутой спуск, подъем и мы в городе. Мы планировали осмотреть и сфотографировать мечеть и татарскую усыпальницу 16 века. Но как туда проехать? Попробовали спросить у прохожих, но это дало лишь направление. Как всегда, нас выручили местные байкеры, один из которых провез нас за собой по извилистому пути через весь город. Ура, вот и вторая цель нашего путешествия!
Культурная программа и намеченный на день маршрут выполнены полностью, осталось только закупить продукты на ночной привал и пуститься в поиски подходящего места для разбивки лагеря. Опять спуск и тяжелый подъем на выезде из города. На этот раз, загрузившись продуктами и водой для привала, подниматься гораздо тяжелее… Вот тот круг на въезде, указатель на Шацк, нам туда. Уже начинает темнеть, включаем маячки и фары. Не очень радует, что по картам до ближайших лесов, где можно было бы поставить палатки, километров 15. Но неожиданно, отъехав всего несколько километров видим рядом с шоссе сосновый бор. Радует, что все дороги, ведущие туда завалены спиленными деревьями, значит там мала вероятность появления непрошенных гостей на автомобилях и можно будет спокойно отдохнуть.
Итого, общий пробег за день составил 197 километров, все прошло по плану. Чувство исполненного долга и израсходованные силы подогрели аппетит и мы с большим удовольствием начали поглощать зажаренную на костре курицу, не обращая внимания, что она еще не окончательно прожарилась. Ничего, так даже вкуснее, витамины целее…
Ночью спалось отлично. Свежий воздух и умеренная усталость делают свое. Только небольшой дождик ненадолго разбудил, когда среди ночи начал барабанить по палаткам.
День второй
Утром, несмотря на ночной дождик, было сухо. Все же правильно разбивать лагерь в сосновых и еловых лесах. Уже к семи утра свежий лесной воздух позволил полностью выспаться и отдохнуть. Вот и Татьяна уже открывает «окошко»
Не торопясь, но и не теряя зря время, мы завтракаем, собираемся и выдвигаемся снова на шоссе, чтобы продолжить путь.
В этот раз дорога несколько сложнее, много выбоин, которые приходится объезжать, лавировать между ними. Причем выбоины не естественные, а искусственного происхождения. Все имеют примерно одинаковый размер 30*30см и глубиной около 10, с ровным круглым дном, сделанным фрезой. Какой-такой дорожный мастер додумался так ремонтировать покрытие? Ведь из таких круглых ям асфальтовые затычки, наверняка, вылетели после первой же зимы. Ничего, нам не привыкать, все временно, и хорошие дороги, и плохие, когда-нибудь заканчиваются и начинаются другие…
Ветер, который вчера дул в основном сбоку и на открытых, безлесных местах пытался толкнуть в бок, сегодня постепенно усиливается и поворачивает в лицо (Хотя скорее мы поворачиваем постепенно против ветра, на юг). Крутить педали становится все труднее, становится жарче и растет расход воды, пить хочется все чаще и больше.
Очередной спуск-подъем и… я не удерживаюсь, чтобы не остановиться в самом низу и не сфотографировать красивый вид, открывающийся с дороги.
Татьяна удивленно тоже останавливается, высказывает доброе слово по поводу «техничности» остановки перед подъемом, но потом спокойно начинает взбираться на горку, я, сделав несколько кадров, еду вдогонку.
Сегодня маршрут проходит в основном по открытой местности и ни какие леса и даже лесополосы не ограничивают свободу ветра, который по мере приближения полдня, набирает силу.
Попутно выясняется, что на всех картах на участке 10км после Балушево-Починки (примерно 225-235км маршрута) дорога указана неверно, на самом деле там она проходит не углом, а напрямую.
Дорога окончательно повернула на юг и мы начинаем ощущать всю силу мордника. Не только физически тяжело крутить педали против такого ветра, но и постоянный грохот в ушах от набегающего потока доводит до легкого одурения. Остановки для передышки становятся чаще, питьевая вода улетает со страшной силой, скорость движения резко снижается. Постепенно становится понятно, что если ветер не ослабнет, то у нас нет шансов выполнить дневной план по километражу. Остается километров тридцать до Сасово, очередная остановка. Немного в стороне от дороги поселок Пителино. Вода практически закончилась, но ехать в поселок искать магазин или колонку очень не хочется. Не хочется, но надо. Едем. Ура! Колонка почти на въезде, наберем воду здесь. До магазина, по словам местных, около километра, туда не едем, сразу возвращаемся на шоссе. После умывания холодной водой и напившись ехать становится чуть легче.
До Сасово двадцать километров. Ветер становится просто ужасающим. Крутить педали, чтобы двигаться, приходится с усилием даже на спусках. Проблема в том, что до и после Сасово нет подходящих мест для разбивки лагеря, везде одни голые поля. Даже негде остановиться, чтобы отдохнуть до вечера, когда «вентилятор выключат», чтобы вечером или даже по темноте накрутить оставшееся по плану. Принимаем решение упираться до Сасово, а там решать что делать.
16:40. Наконец мы въезжаем в Сасово. Посовещавшись, решаем, что даже если мордник прекратится, ехать еще девяносто километров до первоначально запланированного места привала мы не хотим. Безумно хочется много-много пить. Хочется ли есть, не понятно. Вроде хочется, но есть сомнение, что кусок провалится в желудок, а не застрянет… Раз так, то едем искать вокзал и выяснять, ходят ли отсюда электрички и можно ли на них добраться до ближайшего леса.
Да. Есть электричка на 18:35. Решаем ехать до платформы Ванчур. По карте там лес и в нескольких километрах асфальтированная дорога. Закупаем в местной «Копейке» продукты и воду. В качестве подарка за покупку мне вручают еще двухлитровую бутыль кваса. Мой велосипед с продуктами и десятью литрами разных питьевых жидкостей становится неподъемным.
Так, в электричку сели. Напрягает то, что платформы на всех станциях низкие, а на некоторых нет вообще ни каких, просто насыпь. Таня начинает паниковать, что можем просто не успеть выйти вместе с нашими гружеными велосипедами. На очередной остановке засекаем время, от открытия дверей до объявления «двери закрываются» всего 10 секунд, еще через 20 двери захлопываются. Татьяна с надеждой обращается к проходящим милиционерам, сопровождающим поезд, вдруг помогут задержать отправление на нашей остановке, пока мы не выйдем. Но, увы, милиционеры только хихикнули и пошли дальше.
За две остановки мы выходим в тамбур, и тут… идут контролеры. Они были так поражены, что мы собрались выходить в такой глуши, что забыли про свои обязанности. Ну вот и Ванчур. Двери открываются. О, ужас! Платформы нет, насыпь в полутора метрах от нижней ступеньки вагона. Ничего, раз решили, надо действовать! Выпрыгиваю, Таня подает мой велосипед, я его на лету подхватываю и почти кидаю с насыпи. Следом вниз из вагона свисает Танин велик. Хватаю его, следом катапультируется Татьяна. Кажется, обошлось без жертв. Выброска могла реально закончиться хуже, так как в этом месте железная дорога поворачивает и машинистам не видно задние вагоны. Платформа для посадки есть, но она короткая, только для первых двух вагонов. Мы, естественно, ехали в пятом…
Электричка хлопает дверями и укатывает дальше. Нам надо перебраться через пути. Вот и тропинка, уходящая в лес. Ехать по песку невозможно, да и нет необходимости. Хотя в лесу есть следы деятельности человека (выборочные вырубки), но явно сегодня здесь не будет ни кто нам мешать отдыхать. Даже мобилки не ловят сигнал.
Пройдя по лесной дороге, сворачиваем в сторону и находим отличную полянку, где можно отлично расположиться. С костром сегодня не заморачиваемся, есть газовая горелка. Сегодня на ужин будут макароны и тушеная курятина. Удивительно, но усталость почти исчезла и настроение резко поднялось. Пока готовится ужин, оцениваем план на следующий день, с учетом изменений маршрута. Нам придется проехать километров пять по лесу до асфальта, после этого примерно 15 километров против ветра до трассы М5 и дальше едем прямиком до Рязани. Все, план действий есть. Ужин. Спать. Спать. Спать.
День третий
Утро. Безумные птахи на рассвете устроили незабываемый концерт. Все же на природе долго не поспишь. Да и нет нужды, поскольку на свежем лесном воздухе высыпаешься за несколько часов.
Разогреваем завтрак, пакуемся и в путь. Опять пересекли железную дорогу, въезжаем в Ванчур. Навстречу удивленная бабулька «откуда вы едете?». Бабулька указывает нам направление, подтверждая, что в этот раз карты и навигатор не врут. Красивые места, но песок позволяет ехать только иногда, остальное время идем, ведя наших «коней» в «поводу». Все дороги кончаются и начинаются новые. Закончилась и эта лесная дорожка, выведя нас на асфальтовую трассу. Сегодня катится лучше. И асфальт лучше, и ветер гораздо слабее, хотя до М5 нам катить точно против ветра.
За пару километров до М5 обнаруживаю, что заднее колесо спустило, приходится поменять камеру. Надо же хоть один протокольный пробой за путешествие…
После выезда на М5 дело пошло гораздо веселее. Ветер стал дуть сбоку, а иногда даже подгонять сзади, скорость возросла и снова появилось ощущение полета от скорости и быстро пролетающих назад пейзажей. Единственное, начиналась по летнему сильная жара, усиленная постепенно раскаляющимся асфальтом. Опять вода, наше всё, начала расходоваться как бензин у внедорожников. После Доброго Сота дорога наконец поворачивает на северо-запад и юго-юго-западный ветер начинает чаще дуть сзади. Временами только иногда приходится надавливать на педали, чтобы держать скорость 27-30 километров в час. На таких участках только на 35км/ч начинает ощущаться встречный набегающий поток. Километры шоссе быстро наматываются на колеса, мы приближаемся к конечной точке маршрута, Рязани. Даже проезжающие фуры нам в помощь, так как создают поток воздуха, который подхватывает и слегка толкает вперед.
Километров за 10 до Рязани огромная пробка из-за ремонта и строительства дороги. В попутном направлении машины движутся (скорее даже просто стоят, движением это не назвать) в два ряда. Встречных машин почти нет, видимо впереди совсем плохо и будь мы на машине, куковать бы нам неизвестно сколько. Многие машины уже кипят.
Мы, лавируя между попутными машинами, иногда выезжая на встречку или на перекрытую ремонтируемую встречную полосу, постепенно продвигаемся вперед. Наверное, мы обогнали здесь все машины, которые в течение сегодняшнего дня обогнали нас и сейчас стояли без какой-либо надежды нас обогнать снова…
Дорожный знак «Рязань». Едем дальше. Татьяна начинает интересоваться, а где же город… его все нет и нет. Наконец поворачиваем на Куйбышевское шоссе и скоро видим первые признаки городской жизни. Появляются дома, потом троллейбусы и мы понимаем, что скоро наш конечный пункт маршрута, Рязанский кремль.
На Соборной площади с большим удовольствием выпиваем по порции свежего прохладного кваса и едем в сторону высокой колокольни Успенского собора, которая нам видна. Как и тридцать лет назад, собор опять в строительных лесах, опять ремонтируется…
Осматриваем строения кремля, Татьяна фотографируется на память на ступеньках Архирейского дома.
Пора ехать на вокзал, до электрички остается чуть больше часа. На вокзале узнаем откуда отправляется электричка, загружаемся и звоним нашим коллегам, ехавшим до Рязани по грунтам. Скоро в вагон загружаются и они. За разговорами быстро пролетает время до Москвы.
Дома. Как жаль, что все закончилось, что завтра не придется уже катить по дорогам и бороться с набегающим ветром… что утром шум деревьев и пение птиц не разбудят на рассвете.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |