Наша веломастерская

Туристический велосипед своими руками

MegaRoad Bicycle Club of Russia

 

Российский велоклуб "МегаШоссе"

Почему возник вопрос о сборке туристического велосипеда, а не о покупке готового?


Для начала нужно определить, что подразумеваем под турингом. Некоторые считают, что туристический велосипед -это типичный MTB с широкой "злой" резиной и амортизированной вилкой. Такой велосипед практически всегда имеет крепления для багажника, а прочность велосипеда (рамы, колес) достаточно велика для путешествий. Но на таком велосипеде сложно преодолевать большие расстояния. Качество наката явно не соответствует требованиям к быстрой езде на дальние расстояния, а высокая посадка усложняет езду с высокой скоростью, особенно против ветра. Прямой или слегка изогнутый руль не позволяет менять посадку (выше-ниже) для снижения усталости при длительной езде.

Да, есть и специализированные велосипеды, которые изначально предназначены для "дальнобойного" туризма, например легендарный TREK-520. Но ведь всегда есть какие-то индивидуальные предпочтения, которые не реализованы и этом ТРЕКе. В этой статье попробуем разобраться, как можно реализовать свои желания в железе и получить велосипед, который станет другом и помощником на долгих тысячах вилометров дорог.

Статья не имеет целью рекламу, в том числе скрытую, каких-либо производителей. Описаны лишь общие вопросы, которые нужно учесть при создании своего железного друга.

Для начала попробуем "разобрать на запчасти" общепризнанный стандарт, TREK-520

Из чего это сделано:


Colours Metallic Bronze

Frame Trek butted chromoly

Fork Chromoly Touring w/lowrider mounts

Sizes 48, 51, 54, 57, 60cm

Wheels Shimano Deore LX hubs; Bontrager Camino alloy rims

Tyres Bontrager Race Lite Hard-Case, 700x32c

Shifters Shimano Dura-Ace, bar end control, 9 speed

Front derailleur Shimano Deore LX

Rear derailleur Shimano Deore

Crank Shimano Trekking M543, 48/36/26

Cassette Shimano HG50 11-32, 9 speed

Pedals Nylon body w/alloy cage

Saddle Bontrager Evoke 1

Seatpost Bontrager Race Lite, 20mm offset

Handlebar Bontrager Race VR, 31.8mm

Stem Bontrager Race Lite, 7 degree, 31.8mm

Headset 1-1/8" threadless, sealed bearings

Brakeset Avid SD-5 brakes w/Tektro RL520 levers

Grips Bontrager gel tape w/Isogel padding

Extras Bontrager Back Rack Deluxe

Что может не понравиться в TREK-520


Большая масса велосипеда из-за материала рамы и вилки (хромоль, т.е. сталь, лешированная хромом и молибденом), хотя некоторые именно этот материал считают наиболее предпочтительным (наверное на основе добрых ощущений молодости, возникших после общения с советским "Туристом").

Манетки, находящиеся в очень неудобном месте на концах руля, которыми невозможно управлять переключателями при движении на большой скорости по неидеальной дороге (а ездим не только по идеальным). Кроме того, есть вероятность случайного переключения.

Тормоза типа V-brake. Отсутствие совместимости с шоссейными комборучками, склонность к смещению в одну сторону, из-за чего одна из колодок может слегка подтормаживать колесо. При езде по грунту MTB, для которых такие тормоза были разработаны, такое подтормаживание можно не заметить, а на шоссе это становится проблемой.

Система. Для быстрой езды по асфальтированным дорогам максимальная звезда 48т может оказаться мала.

Педали. Пора переходить на "контакты".

Недоступность. Этих велосипедов просто нет в продаже (в России).

Что хочется, чтобы было в туринге?


Умеренный вес при высокой прочности и надежности.

Шоссейный руль "баран", позволяющий менять хваты и посадку, что позволяет ехать длительное время с большой скоростью без сильной усталости рук и спины.

Шоссейные пистолеты (комборучки), позволяющие управлять тормозами и переключением скоростей не снимая рук с руля, не меняя хват.

Наличие креплений для багажника.

Возможность установки покрышек от 23 до 35мм, а "мечтательно" и до 2"-2.5" шириной.

Надежные тормоза, позволяющие плавно менять усилие торможения вплоть до полной блокировки колес, исключающие при этом подтормаживание колес при езде.

Шоссейная система с двумя или тремя звездами (в зависимости от рельефа маршрута и наличия на нем участков со сложным покрытием).

Строим туринг на базе MTB или "гибридной" рамы.


Выбор рамы.

Выбор рамы для туринга не сложен. В основе выбора могут быть личные эстетические предпочтения будущего владельца. Важно учесть только, что для обеспечения нормальной геометрии необходимо выбирать рамы от велосипедов с амортизированной вилкой с небольшим ходом, не более 100мм. Иначе замена вилки на легкую жесткую перед слишком опустится и недопустимо изменится угол наклона подседельной трубы. Нужно учитывать и то, что при замене вилки опустится и каретка, что обычно даже хорошо для дальнобойного туризма.

Выбор колес.

Конечно, это 28", с качественной шоссейной втулкой, прочными двойными ободами, рассчитанными для установки покрышек от 23 до 35мм шириной.

Если планируется использовать дисковые тормоза, то втулки колес должны быть рассчитаны на установку дисков (т.е. MTB или кроссовые).

В любом случае при выборе втулок нужно обратить внимание на качественную защиту от грязи и пыли, которая полностью выполняла свои функции, но не создавала бы дополнительного сопротивления вращению колес.

Если Вы решили купить готовые колеса, то при выборе из линеек известных производителей не следует ориентироваться на самые легкие и дорогие. Обычно они имеют критические с точки зрения прочности компоненты, такие, как алюминиевые оси, спицы, количество спиц уменьшено сверх допустимого для туристического дальнобоя.

В случае, если у вас несколько велосипедов или планируете вносить изменения в конструкцию, лучшим вариантом будет сборка колес на основе ободов под ободные тормоза на втулках под дисковые тормоза. Это позволит без проблем переставлять разные колеса на разные рамы (26", 28") в зависимости от планируемого маршрута.

Хорошим вариантом будут готовые колеса, предназначенные для кроссового велосипеда. Такие колеса обладают хорошим соотношением прочности и веса.

Выбор системы.

Стандартная МТБ-система малопригодна для дальних путешествий. Коэффициент передачи с максимальной звездой 42-44 зуба будет явно недостаточен для движения по асфальту с приемлемой скоростью, а малые звезды системы вообще практически не будут использованы. Необходима замена на систему с большой звездой 48-53 зуба. В зависимости от предполагаемого использования можно использовать тройные и двойные системы. Если предполагается серьезный рельеф, участки с тяжелым покрытием дорог, использование тройной системы может быть вполне оправданным.

При выборе системы для туринга на базе МТБ или гибридной рамы основное внимание нужно уделить тому, что перья такой рамы расположены более широко и уьановка стандартной шоссейной системы со стандартной шоссейной кареткой невозможна, большие звезды будут упираться в перья рамы. Выходом из этой проблемы может быть установка шоссейной системы с неинтегрированной кареткой и установка каретки с более длинной осью (обычно, по опыту, подходит 118мм).

Выбор заднего переключателя.

С учетом того, что суммарная емкость переключения для туринга получается значительной, основное внимание следует уделить именно этому параметру, чтобы обеспечить работу трансмиссии в любой комбинации звезд системы и кассеты. Ролики с подшипниками скольжения смело стоит поменять сразу же на ролики с промышленными подшипниками качения, это снизит потери в этом узле и в разы повысит надежность.

Выбор и доработка переднего переключателя.

Еще одна проблема возникнет при выборе переднего переключателя, связанная с двумя нюансами: 1. Использование системы с большими звездами (до 53т) 2. Верхняя подводка троса управления. Коллизия состоит в том, что МТБ переключатели не могут работать с большими звездами из-за малого радиуса закругления рамки, а шоссейные имеют нижнюю подводку.  Еще один момент, который нужно учитывать, это чейнлайн установленной системы с кареткой с длинной осью. Переключатель должен иметь возможность реботать в нужном диапазоне положений цепи.

Один из вариантов решения проблемы -установка переднего переключателя от МТБ после доработки рамки переключателя.


Выбор тормозной системы

Владельцы МТБ рам, являющиеся сторонниками ободных тормозов, столкнутся с серьезной проблемой при установке колес 28", поскольку боссы на такой раме расположены слишком низко. Но на любую МТБ или гибридную раму можно установить шоссейные клещевые тормоза, изготовив несложный переходник.

Для владельцев гибридных рам вариантов больше, можно установить мини ви-брейки или кантилеверные тормоза. Обычные МТБ ви-брейки не совместимы с шоссейными ручками, так как шоссейные ручки обеспечивают примерно в два раза меньший ход троса при в два раза большем натяжении, это не обеспечивает их надежной работы.

Хорошим универсальным вариантом может быть использование механических дисковых тормозов, но также нужно учесть требование совместимости с тормозными ручками и использовать специальные шоссейные тормозные механизмы.




Желающие обсудить конкретные вопросы создания туристического велосипеда могут задать вопросы на форуме:

http://megashosse.forumhub.ru/viewtopic.php?id=31

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz